Главная » Статьи » Воспитательная работа » Дополнительное образование

Рекомендации родителям и педагогам. Учимся быть здоровыми.

        Для наших предков - и далеких и совсем близких - во все времена обязательным условием существования было усвоение практических навыков, которые передавались от старших к младшим эстафетой, суммируясь и совершенствуясь. Прежде дед, водя внука по лесу, приучал его ориентироваться, чтобы не заблудился, показывал съедобные растения, чтобы не пропал в трудную пору , рассказывал о повадках хищников, чтобы не стать их жертвой.

       Нынешний дед прожил в иной системе жизнеобеспечения. Его успехи и

 неудачи в большей степени зависят от умения ориентироваться в межличностных отношениях, чем в системе «ЧЕЛОВЕК – ОКРУЖАЮЩАЯСРЕДА». Чем ему поделиться с внуком?

       Современная статистика несчастных случаев, состояния здоровья молодого поколения заставит в конце концов общество спохватиться и постараться наверстать упущенное. Те три или четыре поколения, которые отделяют природного человека от современного горожанина, видимо, и есть обязательный временной период, необходимый для формирования опыта адаптации к опасностям жизни в современном мегаполисе.

        В течение последних лет отмечается устойчивая тенденция снижения показателей физического развития подрастающего поколения.

        Социально-экономический кризис в стране отразился на физическом  развитии и состоянии здоровья подростков. В настоящее время 20% новорожденных появляются на свет с врожденными или приобретенными заболеваниями. Уже в дошкольном возрасте около 20% детей страдают хроническими заболеваниями, а к концу обучения в образовательном учреждении доля практически здоровых детей не превышает 14%.

У одной трети, особенно в старших классах , наблюдаются длительно текущие заболевания, а у двух третей – морфологические или функциональные отклонения.

       Таким образом, здоровье человека в первую очередь, зависит от стиля жизни, воспитания в семье, дошкольном учреждении, школе. Этот стиль персонифицирован.Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями и личностными наклонностями.

       Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных ,  и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни предполагает:

- благоприятное социальное окружение;

- духовно-нравственное благополучие;

-оптимальный двигательный режим;

-закаливание организма и водные процедуры;

-рациональное питание;

-личная гигиена;

-отказ от вредных привычек;

-положительные эмоции (посещение театров, кино и др.)

       Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования. И если раньше все было регламентировано церковью (недаром священнослужители говорят, что «христианство - это образ жизни»), то теперь «цивилизованный человек оказался свободен от всяких «оков», и его образ жизни, поведение не поддаются никакому жесткому контролю ни с чьей стороны и ограничиваются работой, учебой,  площадью квартиры, ест, пьет, ложиться спать современный человек, когда захочет, не задумываясь о том тонком, хрупком механизме, каким является наше тело. И так продолжается до тех пор, пока «не грянет гром».Но и тут человек идет по пути наименьшего сопротивления, набирая таблетки и глотая их пригоршнями, это так называемое «симптоматическое» лечение ничего не меняет ни в образе жизни человека, ни в самой болезни –оно лишь убирает неудобства для человека (например, головную боль). И это длится годами, пока болезнь не перейдет в хроническую стадию, и тогда вступает официальная медицина, удаляя какой-либо орган или что-то в нем, и человек продолжает жить, опять же ничего не меняя в своей жизни. А ведь мудрецы на Востоке говорят, что болезнь дается человеку в награду, чтобы он подумал о главном и изменил что-то в своей жизни.

                  Факторы влияющие на здоровье человека.

1.     Образ жизни человека   - 50%

2.     Медицина – 10%

3.     Экология – 20%

4.     Наследственность – 20%

Нормальный пульс в состоянии покоя у детей (ударов в минуту) :

11 лет – 78-81;

12 лет – 75-82;

13 лет -  72-80;

У тренированного человека после физических нагрузок пульс приходит в норму через 8-10 минут.

Применение в системе обучения учащихся определенную роль для сохранения и сбережения здоровья играют здоровье сберегающие технологии. Они создают максимально возможные условия для развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов, родителей).

В эту систему входит:

1.     Использование данных по результатам медицинских осмотров и составления листов здоровья учащихся.

2.      Учет особенностей возрастного развития учащихся.

3.    Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности учащихся , направленных на сохранение и повышение резервов здоровья.

 

                    Типы технологий. 

1.Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация).

2.Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, массаж, фитотерапия и др.)

3.Технология обучение здоровью (по программе курса ОБЖ, включение соответствующих тем в предметы обучения общеобразовательного цикла).

4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

 

      Анализ проведения урока с позиции здоровье сбережения. 

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1.Обстановку и санитарно-гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, освещенность класса, соблюдение учащимися осанки и т.д.

2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение и др. Норма – 4-7 видов за урок.

3. Средняя продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентированная норма -7-10 минут.

4.Число видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.

5.Физкультурные минутки и другие оздоровительные моменты.

 

        Из всего перечисленного можно сформулировать главное – Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно- полезным трудом.

Познавая себя , мы становимся на путь творения здоровья…

Сегодня и сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем!  Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым.  

Категория: Дополнительное образование | Добавил: alacrán (17 Фев 2014)
Просмотров: 413 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]