Главная » Статьи » Экзамены » Советы психолога

Зависимость или увлечение?
Многие родители и учителя жалуются на детей, которые просиживают долгие часы в Интернете, забывая при этом о насущных делах. Увлечение настолько сильное, что на второй, а той третий план уходят обычный распорядок дня, посещение школы, приготовление уроков, общение с родственниками и друзь¬ями, прогулки и даже сон. И все попытки ограничить общение с компьютером, ввести его в какие-то разумные рамки ничем не заканчиваются, а иногда приводят к ссоре с детьми. Действительно ли так опасна Всемирная сеть, что увлечение ею может стать болезнью?
Взгляды специалистов на этот счет самые разные. Более серьезно к данной проблеме относятся американские психологи и психотерапевты. По их мнению, 6-10% пользователей Интернета страдают зависимостью, которая может оказаться не менее разрушительной, чем алкоголизм и наркомания. По словам экспертов, у таких пациентов можно видеть те же признаки абстиненции: обильное потоотделение, тревожность, паранойя.

Одним из пионеров в лечении интернет-зависимостей является американская исследовательница Хилари Кэш. Она утверждает, что люди, зависимые от Сети, обычно пытаются одновременно справиться и с другими своими проблемами, такими, как тревожность и депрессии. Среди ее пациентов были даже такие, которые совершали суицидальные попытки в результате потери работы и семьи из-за своего пристрастия. В этот центр обращается много подростков и молодых людей. Они выросли, играя в компьютерные игры и обмениваясь сообщениями, и, как правило, у большинства этих пациентов наблюдаются серьезные нарушения в развитии — дефицит внимания и отсутствие социальных навыков.

Можно ли провести грань между просто увлечением и настоящей зависимостью? По мнению специалистов, сделать это довольно трудно. Некоторые считают, что о болезни можно говорить лишь тогда, когда человек начинает лгать своим близким, что он не так много времени проводит в Сети, или обманывает, что выполняет за компьютером срочное задание. Или же когда начинает пренебрегать своим обычным распорядком дня, увиливает от учебных или рабочих обязанностей, даже считает возможным есть и пить у компьютера. При этом он может испытывать чувство вины за такое поведение.
Более склонны к такой зависимости люди, которые много времени проводят в одино­честве. Не находя желаемой поддержки и общения в обычной жизни, они становятся более зависимыми от общения в Сети. Данные исследований показывают, что наибольший процент зависимых падает на серверы, связанные с общением. Одно из американских исследований свидетельствует о том, что подростки, у которых есть проблемы с родителями или сверстниками в школе, имеют большую предрасположенность стать зависимыми от Интернета. В виртуальном общении привлекает, прежде всего, анонимность. Для людей с физическими недостатками и особо застенчивых — это способ для самовыражения и самореализации. Можно придумать себе любую роль, что нелишне для людей с проблемами в общении, помогая им раскрепощаться. В виртуальном общении человек получает позитивный опыт в построении новых контактов. Анонимность позволяет преодолевать имеющиеся комплексы. Общаясь в чатах, можно на время поменять имя, возраст, представить себя перед собеседником совершенно в другом облике. Таким образом, человек реализует свои фантазии, которые по каким-то причинам невозможно осуществить в действительности. Все это говорит о том, что для формирования зависимости от Интернета нужны определенные предпосылки.

Отечественные специалисты к данной проблеме относятся более спокойно. Так, по мнению заведующего лабораторией психологии информатизации МГУ А. Войскунского, пристрастие к Интернету— это проблема, которой следует заниматься, но сам термин «зависимость» медико-психологический, и в данном случае его употребление преждевременно. Как считают многие специалисты, такая зависимость не принадлежит к числу опасных. Даже чрезмерное увлечение наносит не больше вреда, чем обычная ежедневная работа за компьютером. Психологи отмечают, что любая зависимость развивается в течение нескольких лет. Поэтому человек, вышедший в Интернет на несколько месяцев, не может считаться зависимым. Как правило, такой «новичок» просто пребывает в эйфории от открывшихся возможностей и активно осваивает новое пространство.

По мнению психолога и автора сайта «Психология в Интернете» Е. Щепилиной, зависимость от Интернета может быть определена как навязчивое желание войти в Сеть и нежелание выходить из нее. Непреодолимое стремление блуждать по Всемирной паутине бывает совершенно бесцельным, просто интересным и увлекательным. Этим и отличается обычное пользование от зависимости. Возникающие при этом уход от реальности, социальная дезадаптация, нередко приводят к нарушению связей с обществом, семьей, друзьями. Именно обрыв связей с реальным миром и полный уход в виртуальный специалисты классифицируют как наиболее тяжелые последствия интернет-зависимости.

Как преодолеть это влечение?

Один из способов избавления — это помещение по бокам монитора всяких отвлекающих вещей, ярких наклеек и прочего, на что захотелось бы взглянуть и чаще отводить взгляд от монитора.

По мнению американских психологов, лечение химической зависимости отличается от лечения зависимости от Интернета тем, что в первом случае рекомендуется полное воздержание, а во втором — умеренное пользование. Но самое главное— это понять, по какой причине люди предпочитают проводить время в виртуальном мире. Как уже говорилось, зависимость от компьютера может сформироваться как следствие желания уйти от реальности, отсутствия эмоциональной поддержки со стороны окружающих, чувства одиночества и тревожности, недостатка общения. И задача взрослых, занимающихся воспитанием детей, — понять их проблемы и изменить ситуацию.

Возможно, следует уделить им больше внимания, больше общаться с ними, играть. Не лишним будет и посещение хорошего спектакля в театре или концерта. А может, и наоборот, следует ослабить свой контроль, чтобы ребенку не хотелось хоть на время скрыться от неусыпного родительского ока. Если подростку будет эмоционально комфортно в школе и дома, то через какое-то время он наверняка поймет, что настоящий окружающий мир все же ярче и интересней виртуального.

Ушакова Екатерина Михайловна, ведущая раздела «Уроки здоровья»
Журнал «Директор школы» №8, 2006


Источник: http://www.lyceum1.net/index.php?categoryid=64&p2004_articleid=1
Категория: Советы психолога | Добавил: Admin (23 Ноя 2014)
Просмотров: 788 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]